31 мая 2012 г. Возможность учета расходов по оплате налогоплательщиком услуг медиатора зависит от соответствия таких затрат критериям статьи 252 Налогового кодекса. Такое мнение выразил Минфин в письме от 11 мая 2012 г. № 03-03-06/4/31. Финансисты напомнили правовую позицию Конституционного суда, изложенную в определении КС от 1 марта 2012 г. № 384-О-О. Она заключается в том, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для того чтобы расходы налогоплательщика на оплату услуг медиатора были учтены в целях налогообложения, обращение налогоплательщика к услугам медиатора должно быть обусловлено получением какой-либо экономической выгоды.
Например, возможностью избежания судебных расходов в случае отсутствия необходимости обращения в суд после разрешения спора с участием медиатора. Вместе с тем согласно части 3 статьи 7 Закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» наличие соглашения о проведении процедуры медиации и проведение в соответствии с ним этой процедуры не являются препятствием для обращения в суд, в том числе без учета положений медиативного соглашения. К тому же в соответствии с положениями части 2 статьи 12 Закона № 193-ФЗ исполнение медиативного соглашения производится на принципах добровольности и добросовестности сторон. Так что, заключили представители Минфина, в первую очередь в целях налогообложения необходимо исходить из экономической целесообразности и документального подтверждения затрат на оплату услуг медиатора. |